Какие покрышки и диски бывают. Как выбрать колеса, как хранить и эксплуатировать
Колеса следует выбирать в первую очередь по размеру, который соответствует модели вашего автомобиля. Но среди подходящих шин вам придется выбрать: сезонные или демисезонные, шипованные, с технологией RunFlat, с определенным рисунком протектора, с литыми дисками, коваными или штампованными. При этом каждое колесо имеет свою маркировку. Как расшифровываются обозначения? Чем различаются перечисленные виды колес? Какие и для чего выбирать? Рассмотрим подробнее. Коснемся вопросов правильной установки, эксплуатации и хранения.
Что представляют из себя хорошие колеса
Автомобильные колеса состоят из шины (покрышка) и диска. Шины различаются составом резиновой смеси, из которой их делают и рисунком протектора. Протектор – элемент покрышки, который обеспечивает идеальный контакт с дорогой и защищает основную часть шины от повреждений.
Конструкция покрышки
Каждый производитель изготавливает колеса по своей технологии, но существуют общие принципы. Так создают конструкции с усиленными элементами (усиленными бортами и элементами каркаса), из особой резиновой смеси.
Борта – это жесткие части шины, которые надевают на диск. Каркас – кольца. Боковина – боковая резиновая часть.
Разница в конструкции выражается в ширине и высоте шины, а также различают по диаметру, который соответствует диаметру диска. Эти параметры производители указывают на самой шине (обозначают цифрами и буквами). Как выбрать покрышку по буквенно-цифровым обозначениям?
Основные обозначения на шинах
Проще всего при покупке попросить продавца подобрать колесо, подходящее по размеру вашей модели автомобиля. Но довериться консультанту можно только в проверенном салоне, где вы ни раз покупали колеса и ни разу не пожалели об этом. В ином случае, стоит знать, как расшифровываются обозначения, чтобы не дать себя обмануть.
- Первым указывают ширину шины (расстояние между бортами, т.е. между крайними точками), например, 223.
- Далее через дробь указывается высота в процентах (процент от ширины, например, 40).
- Затем следует диаметр дисков, которым соответствует покрышка, например, R18. На легковушках устанавливаются колеса с дисками R13-R18, на кроссоверах – 18-19, на джипах – 18-22.
- Далее в буквенно-цифровом обозначении указывается индекс нагрузки и индекс скорости. Например, буквой Т обозначают максимальную скорость автомобиля 190 км/ч. Длительная эксплуатация автомобиля на такой скорости не приведет к деформации шин, если вы правильно подобрали колеса (подбирать по специальной таблице, см. ниже).
- Индекс нагрузки определяется по массе автомобиля: берете максимальнуюснаряженную массу авто, делите на 4, полученную цифру ищите в таблице и узнаете индекс нагрузки.
Дополнительные обозначения
Также на покрышке можно увидеть и другие обозначения: Reinforced (усиленная), >> (этот знак указывает направление вращения, это подсказка пригодится при монтаже), LEFT или RIGHT (сторона установки), M+S (Mud+Snow) - тип дорожного покрытия, а именно грязь+снег (характерно для зимних, для всесезонных R+W), TEMPERATURE (температурный режим).
Идеальные диски – это
Разновидности дисков
Можете выбрать любую из разновидностей: литые, штампованные, кованные.
Литые легкосплавные диски отличаются привлекательным дизайном. Изготавливают их из сплава (алюминий + магний), что позволяет придать любую форму. Стоят дороже других: 14-ти дюймовые – от 3 тысяч рублей. При такой сумме можно счесть серьезным следующий недостаток: раскалываются при попадании в яму, после чего не подлежат ремонту, только замене.
Штампованные изготовлены из стали. Это самая распространенная разновидность, поскольку стоят они дешевле других (от 1,2 тысяч). Многие авто продаются в базовой комплектации именно с такими дисками. При попадании в яму не раскалываются, а гнутся. Такое повреждение можно исправить, диск прослужит ещё долго.
Кованые – самые прочные и вместе с тем самые легкие. При попадании в яму, не раскалываются, но вся энергия удара передается на подвеску (ухудшается состояние автомобиля). Стоят так же дорого, как литые.
Поскольку диски мы покупаем гораздо реже, стоит подробнее рассмотреть вопросы, касающиеся выбора покрышек.
Сезонные и демисезонные покрышки
Каждый владелец авто хорошо знает, что для зимы лучше подходят зимние шины, для лета – соответственно летние. А универсальные (всесезонные) – это компромиссный вариант для тех, кто не готов менять колеса каждый сезон. На транспорт, принадлежащий юридическому лицу (если у предприятия свой автопарк), устанавливают именно «демисезонку». Поскольку такое компромиссное решение ещё и более выгодное в финансовом плане.
Если вы планируете регулярно менять зимние шины на летние и наоборот, в соответствующий сезон, не обязательно каждый раз покупать покрышки с дисками (т.е. готовые колеса). Достаточно сменить покрышку на имеющихся дисках.
Для лета
Летние от зимних отличаются составом резиновой смеси, а также рисунком протектора. Летние отличаются повышенной прочностью протектора, износоустойчивостью. Ведь летом приходится нередко ездить по горячим дорожным покрытиям.
С каким рисунком выбрать?
Среди летних колес автовладельцу приходится выбирать те, которые по рисунку протектора больше подходят для дорог. Большинство автовладельцев ездят по одной и той же дороге: на работу, домой с работы, по городу, по шоссе, на дачу. По какой дороге преимущественно приходится ездить вам?
Ответ на этот вопрос поможет выбрать шины с определенным рисунком.
· для шоссе – рисунок, в котором больше продольных каналов, они уменьшают сопротивление качению, повышают устойчивость автомобиля при движении на высокой скорости;
· для грунтовых дорог – блочный рисунок (канавки соединены между собой);
Разновидность
На рынке летних шин вы можете встретить такую их разновидность, как грязевые шины. Такие колеса подходят только внедорожникам (полноприводным авто).
Для зимы
Обозначаются словом Winter или символом в виде снежинки.
Резина для изготовления зимних колес используется более мягкая (на морозе она всё равно затвердеет, но будет не такой хрупкой). В рисунке протектора превалируют поперечные и неглубокие зигзаговидные каналы. Это позволяет улучшить сцепление с дорогой в условиях гололеда. Чем больше поперечных канавок, тем лучше сцепляется колесо с поверхностью дороги.
Канавки протектора увеличены, это позволяет обеспечить отвод воды, грязи, снега от основной части покрышки. Для этих же целей увеличено количество канавок у зимних.
Выбирайте шины для зимы с ярко выраженным поперечным рисунком, особенно, если вы чаще ездите вне дорог или по плохим дорогам.
Разновидность
На рынке зимних шин вам может встретиться такая разновидность, как шипованные шины – идеальный вариант для езды по обледенелым дорогам (в протектор встроены металлические шипы). На обычных дорогах быстро изнашиваются.
Для всех сезонов
Промежуточный вариант. В жару истираются быстрее летних (но не быстрее зимних), в мороз отмечается снижение эластичности. Идеальные условия для эксплуатации – 0 градусов по Цельсию.
Обозначаются как R+W (всесезонные) или All Season. Также «демисезонки» можно узнать по рисунку. На демисезонных шинах продольные и поперечные канавки не соединяются друг с другом. Так производители добиваются сбалансированных характеристик (тормозные, тяговые).
Покрышки с асимметричным и симметричным рисунком
Среди зимних и летних шин встречаются покрышки с асимметричным направленным и не направленным рисунком. Чем они отличаются от симметричных ненаправленных и направленных? Разберёмся.
Симметричные
Симметричный ненаправленный – универсальный рисунок протектора. С таким можно передвигаться по любым дорогам.
Симметричный направленный можно встретить на новых автомобилях. Подразумевают соблюдение направления вращения. Повышают тяговые характеристики авто.
Асимметричные
Асимметричный ненаправленный используются на спортивных и авто премиум-класса, для езды по шоссе или спецтрассе (т.е. при высоких скоростях, чтобы получить максимальную производительность).
Асимметричный направленный позволяет снизить шум, повысить управляемость авто на высоких скоростях.
Шины с технологией RunFlat
RunFlat – уникальная технология, позволяет при проколе доехать до шиномонтажа без риска привести в полную негодность колесо. Но при условии, если вы понизите передачу и не будете резко маневрировать.
Как правило, соответствующая надпись нанесена на покрышку.
Как устанавливать
Мы разобрались, чем отличается рисунок протектора у летних и у зимних шин, какие недостатки (преимущества) есть у «демисезонки», как выбрать покрышки по основным обозначениям на ценнике (и самой покрышке), как выбрать по рисунку протектора. Теперь разберём вопросы эксплуатации, хранения и замены.
Правильно установить шины, не менее важно, как и сделать правильный выбор покрышек. Существует специальная технология монтажа. Стоит выбрать специалистов, которые строго ей придерживаются. Ещё лучше – знать, как проверить, отследить их работу.
Балансировка
Замена резины должна сопровождаться балансировкой каждого из колес. Это главное условие идеального вращения. Балансировка также позволяет снизить износ узлов подвески, расход топлива, улучшить сцепление с дорогой, сократить тормозной путь.
Перед балансировкой важно очистить колеса. Для этой процедуры требуется специальный станок. Балансировка проводится в процессе вращения колеса. Если требуется сместить центр тяжести, устанавливают корректирующий груз на обод дисков.
Если колесо не было отбалансировано, вы услышите биение при вращении.
Правильный угол
Колеса необходимо устанавливать под правильным (прямым) углом. Развал-схождение делают практически при каждом ремонте рулевого управления и подвески. А также в рекомендуемый интервал времени – он как раз совпадает с сезонной заменой шин.
Если этого не сделать, износ покрышки будет неравномерным. Появятся проблемы с управлением автомобиля. И очень быстро придется ехать за новыми шинами.
Давление
Необходимо установить в шинах рекомендованное производителем давление.
Инструмент
Мастер должен использовать ручной инструмент при затяжке болтов. Править шину нужно также без применения молотков и газовых горелок.
Что важно знать про эксплуатацию шин
1. Выбирайте шины подходящих размеров, в соответствии с моделью авто.
2. Эксплуатируйте в соответствующий сезон, для которого они предназначены.
3. При необходимости делайте балансировку и регулировку углов колес.
4. Даже если шины были установлены под прямым углом, износ будет неравномерным. Изменить это можно периодической перестановкой шин (с учетом привода). Перекрестная ротация применяется на переднеприводных (меняют задние на передние и при этом меняют стороны установки). На полно и заднеприводных сторону меняют только у передних, при их установке назад. Перекрестную ротацию нельзя применять для шин с направленным рисунком.
5. Необходимо постоянно контролировать давление в шинах, особенно при перепаде температур. Избыточное и недостаточное давление приводит к серьезным негативным последствиям (быстрый износ покрышки, потеря остроты рулевого управления, повышение расхода топлива и т.д.). Повышайте на 0,2-0,3 атм выше рекомендованного производителем уровня, если перевозите весомый груз. Понижайте, если планируется поездка по пересеченной местности. И не забывайте вернуть всё к норме.
6. Избегайте экстренных торможений, наездов на крупные препятствия, бордюры. Соблюдайте скоростной режим.
7. Сразу по возможности устраняйте проколы, порезы и другие повреждения.
Как хранить покрышки
Автовладельцы хранят комплекты колес, уложив друг на друга и в подвешенном состоянии. И то, и другое допустимо, если шины вставлены в диски.
Чтобы не деформировать покрышки без дисков, их нельзя подвешивать, стоит хранить лишь в вертикальном положении, очистив от грязи. Летние стоит хранить в отапливаемых помещения, зимние – в проветриваемых. Приветствуются специальные защитные чехлы.